Московское образование:
эксперименты и инновации

Организация деятельности

Направления развития

Сетевые экспериментальные площадки

Инновационные сети

Методическое
обеспечение

Экспериментальное образование в Интернете

Гостевая книга



 


Сетевая экспериментальная площадка
"Разработка системы конструирования и испытания экспериментальных учебников"

Цели и задачи площадки

Проектирование и институциональная организация системы конструирования и испытания экспериментальных учебно-методических средств (УМС) как неотъемлемого элемента экспериментальной и инновационной работы и сферы развития столичного образования в целом.

Первый этап работы (1999-2000 гг.) был связан преимущественно с разработкой и освоением технологии испытания учебно-методических средств и школьного кружка качества как формы испытания УМС.

Второй этап (2000-2002 гг.) связан с организацией целостной системы отбора, конструирования и испытания экспериментальных учебников. Для организационного и научно-методического обеспечения этой деятельности на базе трех школ были созданы профильные лаборатории.

 

Структура экспериментальной площадки

Совет экспериментальной площадки
Управление и научное руководство осуществляет Совет экспериментальной площадки при участии Института учебника “Пайдейя”.

Участниками экспериментальной деятельности являются:
авторы учебников;
учителя, занимающиеся испытанием и конструированием УМС;
ученики, активно участвующие в испытании;
родители учеников;
весь педагогический коллектив.

Лаборатории сетевой экспериментальной площадки

I. Лаборатория разработки инновационных издательских программ – школа № 1254.
Задачи лаборатории:
разработка и экспериментальная проверка основных принципов реализации инновационных издательских программ;
разработка концепции и основных направлений реализации каждой издательской программы.

II. Лаборатория конструирования экспериментальных учебно-методических средств – школа № 1198.
Задачи лаборатории:
разработка и испытание модели кружка качества УМС как институционального средства конструирования, экспертизы и испытания УМС;
формирование задания на совершенствование существующих и разработку новых УМС для системы столичного образования;
разработка и конструирование экспериментальных УМС.

 III. Лаборатория испытания экспериментальных 
 учебников – школа № 325.
Задачи лаборатории:
разработка параметров качества учебно-методических средств;
разработка, экспертиза и апробация технологии испытания УМС;
организация и научно-методическое обеспечение испытания отдельных экспериментальных учебников на городской сетевой экспериментальной площадке, анализ результатов испытаний;
выработка рекомендаций по выбору и использованию экспериментальных учебников
.

Кружок качества
Важнейшим элементом системы испытания экспериментальных учебников служат кружки качества, первый из которых начал действовать в школе №1198 осенью 1999 г. 
Обсуждение и выделение типологических параметров качества УМС в рамках кружка качества учителя-экспериментаторы осуществляют на основе технологии полипозиционного анализа. Опыт применения различных учебников (в том числе новых и уже ставших классическими) на разных предметах рассматривается из дидактической, методической, антропологической, мыследеятельностной и культурологической позиций.
Выделяемые в ходе работы кружка качества параметры позволяют в свою очередь оценить качество новых учебников, испытываемых учителями-испытателями, и в конечном итоге должны стать управленческим инструментом для оснащения педагогической и образовательной деятельности.

Межокружные группы по испытанию конкретных учебников 
Вокруг каждого испытываемого учебника сформирована межокружная рабочая группа из 5-20 человек по испытанию УМС, которой руководят наиболее опытные учителя-экспериментаторы.
В этих группах происходит общее планирование испытания конкретного учебника в различных режимах с постановкой групповых и индивидуальных задач с учетом опыта и профессионализма конкретного педагога-испытателя, специфики школы, педагогических задач, антропологических особенностей учащихся и т.д. В ходе регулярных заседаний этих групп обсуждаются ход испытания, анализируются его результаты, обобществляется опыт отдельных педагогов, готовится отчет по испытанию учебника и групповой доклад на ежегодную конференцию экспериментальной площадки.

Средние общеобразовательные школы, входящие в состав экспериментальной площадки

№№

Подчинение

1198, 1314

Московский комитет образования

325, 1500

Центральный учебный округ

297

Северный учебный округ

400, 419, 432

Восточный учебный округ

846, 1873

Юго-Восточный учебный округ

505, 574, 628, 1272

Южный учебный округ

819

Северо-Западный учебный округ

602, 1150, 1528, 1703, 1739, 1912

Зеленоградский учебный округ

 Подробнее о работе экспериментальной площадки на сайте Института учебника"Пайдейя"

Hosted by uCoz