Московское образование:
эксперименты и инновации
Организация
деятельности
Направления
развития
Сетевые
экспериментальные площадки
Инновационные
сети
Методическое
обеспечение
Экспериментальное
образование в Интернете
Гостевая
книга
|
Сетевая
экспериментальная площадка
"Разработка системы конструирования и
испытания экспериментальных
учебников"
Цели и задачи площадки
|
Проектирование
и институциональная организация
системы конструирования и испытания
экспериментальных учебно-методических
средств (УМС) как неотъемлемого
элемента экспериментальной и
инновационной работы и сферы развития
столичного образования в целом.
Первый этап работы
(1999-2000 гг.) был связан преимущественно с
разработкой и освоением технологии
испытания учебно-методических средств
и школьного кружка качества как формы
испытания УМС.
|
Второй этап (2000-2002 гг.)
связан с организацией целостной
системы отбора, конструирования и
испытания экспериментальных учебников.
Для организационного и научно-методического
обеспечения этой деятельности на базе трех школ были
созданы профильные лаборатории.
Структура
экспериментальной площадки
Совет экспериментальной
площадки
Управление и научное руководство
осуществляет Совет экспериментальной
площадки при участии Института
учебника “Пайдейя”.
Участниками
экспериментальной деятельности
являются:
авторы учебников;
учителя, занимающиеся испытанием и
конструированием УМС;
ученики, активно участвующие в
испытании;
родители учеников;
весь педагогический коллектив.
Лаборатории сетевой
экспериментальной площадки
I. Лаборатория разработки
инновационных издательских программ –
школа № 1254.
Задачи лаборатории:
разработка и экспериментальная
проверка основных принципов
реализации инновационных издательских
программ;
разработка концепции и основных
направлений реализации каждой
издательской программы.
II. Лаборатория конструирования
экспериментальных учебно-методических
средств – школа № 1198.
Задачи лаборатории:
разработка и испытание модели кружка
качества УМС как институционального
средства конструирования, экспертизы и
испытания УМС;
формирование задания на
совершенствование существующих и
разработку новых УМС для системы
столичного образования;
разработка и конструирование
экспериментальных УМС.
III.
Лаборатория испытания
экспериментальных
учебников – школа №
325.
Задачи лаборатории:
разработка параметров качества
учебно-методических средств;
разработка, экспертиза и апробация
технологии испытания УМС;
организация и научно-методическое
обеспечение испытания отдельных
экспериментальных учебников на
городской сетевой экспериментальной
площадке, анализ результатов испытаний;
выработка рекомендаций по выбору и
использованию экспериментальных
учебников.
Кружок качества
Важнейшим элементом системы
испытания экспериментальных учебников
служат кружки качества, первый из
которых начал действовать в школе №1198
осенью 1999 г.
Обсуждение и выделение
типологических параметров качества
УМС в рамках кружка качества учителя-экспериментаторы
осуществляют на основе технологии
полипозиционного анализа. Опыт
применения различных учебников (в том
числе новых и уже ставших
классическими) на разных предметах
рассматривается из дидактической,
методической, антропологической,
мыследеятельностной и
культурологической позиций.
Выделяемые в ходе работы
кружка качества параметры позволяют в
свою очередь оценить качество новых
учебников, испытываемых учителями-испытателями,
и в конечном итоге должны стать
управленческим инструментом для
оснащения педагогической и
образовательной деятельности.
Межокружные группы по
испытанию конкретных учебников
Вокруг каждого испытываемого
учебника сформирована межокружная
рабочая группа из 5-20 человек по
испытанию УМС, которой руководят
наиболее опытные учителя-экспериментаторы.
В этих группах происходит
общее планирование испытания
конкретного учебника в различных
режимах с постановкой групповых и
индивидуальных задач с учетом опыта и
профессионализма конкретного педагога-испытателя,
специфики школы, педагогических задач,
антропологических особенностей
учащихся и т.д. В ходе регулярных
заседаний этих групп обсуждаются ход
испытания, анализируются его
результаты, обобществляется опыт
отдельных педагогов, готовится отчет
по испытанию учебника и групповой
доклад на ежегодную конференцию
экспериментальной площадки.
Средние общеобразовательные
школы,
входящие в состав экспериментальной площадки
№№ |
Подчинение |
1198, 1314 |
Московский комитет образования |
325, 1500 |
Центральный учебный округ |
297 |
Северный учебный округ |
400, 419, 432 |
Восточный учебный округ |
846, 1873 |
Юго-Восточный учебный округ |
505, 574, 628, 1272 |
Южный учебный округ |
819 |
Северо-Западный учебный округ |
602, 1150, 1528,
1703, 1739, 1912
|
Зеленоградский учебный округ |
Подробнее о работе
экспериментальной площадки на сайте Института
учебника"Пайдейя"
|