Московское образование:
эксперименты и инновации
Организация
деятельности
Направления
развития
Сетевые
экспериментальные площадки
Инновационные
сети
Методическое
обеспечение
Экспериментальное
образование в Интернете
Гостевая
книга
|
Экспериментальное
образование - эксперимент не над детьми,
а над социо-культурными условиями
развития образования
Важнейший результат
деятельности Экспертного Совета
экспериментального и инновационного
образования связан с утверждением
представления о том, что эксперименты в
образовании - это эксперименты не над
детьми, а над социо-культурными
условиями развития образования.
Выделение специального предмета
экспериментального проектирования
практики образования в виде социо-культурных
условий предполагает организацию
комплексной междисциплинарной
коммуникации между экспертами
различных направлений и подходов.
Изменение социо-культурных условий
развития образования прежде всего
связано:
- с изменением представлений о том,
чему учить (дидактический тип
эксперимента),
- как учить (методический тип
эксперимента),
- каковы результаты образования в
виде формирования способностей (компетенций)
и форм организации сознания (антропологический
тип эксперимента),
- как изменяются социо-культурные и
ресурсные условия образования (например,
при освоении педагогами и детьми
новых технологий образования,
- как изменяется профессионализм
учителя, какую миссию в обществе
берет на себя школа и учитель;
- как перераспределяется
ответственность за результаты
образования между семьей и педагогом;
- как дифференцируются
образовательные технологии в
зависимости от особенностей детей (дети
с особыми нуждами, дети группы риска,
социально делинквентные дети,
одаренные дети, дети с повышенной
мотивацией и способностями к
определенным областям знаний).
Четкое выделение одного или
нескольких перечисленных факторов
в их взаимосвязях позволяет
проектировать новые социо-культурные
условия практики образования, повышая
её качество. Важнейшим условием
эксперимента над социо-культурными
условиями развития образования
является анализ последствий
выдвигаемых проектов и программ.
Именно анализ последствий реализации
предлагаемых нововведений нуждается
прежде всего в глубоком анализе и
экспертной оценке.
Громыко Ю.В.
|