Экспериментальная
система развития практики образования:
экспериментальные площадки и
устойчивые инновационные сети
В ходе экспериментальной
деятельности и напряжённой работы
членов Экспертного Совета
сформировалось представление об
устройстве экспериментальной системы
развития практики образования.
Структуру этой практики образуют
экспериментальные площадки,
работающие по конкретным направлениям
экспериментальной деятельности, и
инновационные сети, возникающие вокруг
одной или нескольких
экспериментальных площадок,
обеспечивающих освоение учреждениями
образования образцов новой
образовательной практики в постоянном
взаимодействии с коллективами
экспериментальной площадки. Ядро
инновационной сети образуют
экспериментальные площадки и школы-лаборатории,
предлагающие учебные программы,
методики для освоения другим
педагогическим коллективам в
структуре инновационной сети. Тело
инновационной сети образуют
педагогические коллективы,
заинтересованные в освоении образцов
новой педагогической деятельности,
новых программ, новых учебников, новых
методик, предложенных коллективами
экспериментальной площадки.
Инновационно-коммуникативная сеть
обеспечивает взаимодействие педагогов,
а также разрабатывает и организует
специальные мероприятия, позволяющие
выявлять уровень развития учащихся в
конкретной предметной или
общегуманитарной области. Одно и тоже
учреждение может входить в структуру
нескольких инновационно-коммуникативных
сетей, последовательно модернизируя в
своём учреждении разные направления
своей деятельности. Инновационные сети
определяют важнейшие направления
устойчивого самоподдерживающегося
развития практики столичного
образования. В организационную
структуру инновационных сетей входят в
качестве консультантов видные учёные в
данной области, университеты, научно-исследовательские
институты. Для правильной организации
деятельности инновационной сети в её
составе обязательно должен выделяться
небольшой методический центр,
работающий в интересах всей сети (планирующий
мероприятия, разрабатывающий методики,
подготавливающий оформление
результатов, полученных на
экспериментальной площадке в виде
рукописей учебников и т.д.). В настоящий
момент в системе столичного
образования выделились в качестве
коммуникативно-инновационных сетей
или готовы оформиться в подобную
структуру :
-
инновационная сеть новых
технологий в образовании (руководитель
Е.И. Булин-Соколова);
-
инновационная сеть
языкового образования;
-
инновационная сеть
мыследеятельностной педагогики;
-
инновационная сеть
профессионального образования;
-
инновационная сеть
экологического образования;
-
инновационная сеть
здоровых и дружественных школ (сеть
школ здоровья);
-
инновационная сеть
дополнительного образования;
-
инновационная сеть
психологических центров (руководитель
В.В.Рубцов);
-
инновационная сеть
филологического образования;
-
инновационная сеть
начального образования;
-
инновационная сеть
исследовательской деятельности (совместно
с центром проведения всероссийских
чтений имени Вернадского).
Каждая из данных
инновационных сетей работает по своей
авторской очень сложной программе и
обеспечивает модернизацию важнейшего
сектора столичного образования. Вместе
с тем, необходимо ответить на вопрос,
какие инновационные сети обязательно
должны быть сформированы в системе
столичного образования?
Громыко Ю.В
.