Интеграция
научных сил и складывание новой
академической парадигмы
образовательной науки для решения
задач построения новой общественной
функции образования в системе
столичного образования
Путь, проделанный Экспертным
Советом по экспериментальной и
инновационной деятельности,
обеспечивающей складывание практики
развивающегося образования, позволяет
утверждать, что столичное образование
стоит на пороге создания института
науки в образовании принципиально
нового типа. К сожалению, РАО так и не
смогла перестроиться и сформировать
хотя бы небольшую группу научных
институтов, действующих в одном ключе и
обеспечивающих проектирование
принципиально новой развивающейся
системы образования. Вместе с тем
руководству сферы столичного
образования до настоящего времени это
удавалось. В настоящий же момент перед
научными коллективами столичного
образования стоит принципиальная
дилемма: либо объединиться в
академическое учреждение
принципиально нового типа, способное
интегрировать принципиально разные
подходы к развитию системы образования,
либо качественно и эффективно
реализовывать частные задачи. Перед
руководством столичного образования
стоит вызов – сформировать
принципиально новую Академию
образования, а именно Проектно-разработческую
Академию образования, которая способна
в практике проектных разработок в
соответствии с простроенными
приоритетами осуществлять интеграцию
всех имеющихся в столице ресурсов.
Можно выделить пять принципиальных
проблем, которые неспособна осмыслить
РАО, но могла бы решить московская
наука при условии интеграции ресурса.
Именно эти проблемы стали совершенно
очевидны в результате деятельности
членов Экспертного Совета.
1. Разработка содержания образования
следующего поколения, позволяющего
осуществлять интеграцию разных
предметных областей и описываемого в
языке способностей личности и сознания
ребёнка. Мы называем данный тип
содержания в соответствии с традицией
В.В.Давыдова деятельностным
содержанием образования. Данный тип
содержания образования может
разрабатываться только на
экспериментальных площадках в
совместной деятельности учёных-проектировщиков
и педагогов, исходя из учёта конкретной
социо-культурной ситуации. Разработка
данного содержания образования нового
типа, а не модернизация предыдущего,
предполагает предъявление план-карты
проблем разработки нового содержания
по всем возрастам, всем профилям и всем
типам образования одновременно,
позволяющей просматривать усложнение
понятий, схем, технологий, способов
рассуждения в при переходе от одного
этапа к другому.
2. Информационные технологии
в структуре открытого образования -
новая функция образовательной
коммуникации на основе интернета и
компьютера. Накопленный огромный опыт
использования новых технологий в
образовании позволяет поставить
проблему кардинального изменения
самой образовательной деятельности на
основе образовательной коммуникации. В
этом случае информационные технологии
не сводятся к покупке новых
компьютеров и их программного
обеспечения, но начинают
рассматриваться как средство
открытого образования, размыкающие
стены всякой учебной аудитории и
обеспечивающие поиск коммуниканта-соразработчика
по всему миру. Самым важным при
подобном подходе становится
постановка образовательных целей и
генерирование задач детско-взрослых
образовательных проектов, а также
предоставление детям возможностей
осваивать в 10-11 классах несколько
курсов любых мировых университетов.
3. Новый педагогический
профессионализм является одной из
самых злободневных проблем развития
практики столичного образования.
Основная беда сегодняшнего
педагогического образования состоит в
том, что его стержнем по-прежнему
остаются предметные кафедры, строящие
свою работу на освоении будущим
педагогом предметных методик. Тем
самым педагог, приходя в школу, ничего
не знает ни об инструкционном дизайне,
ни о педагогическом сценировании, ни о
гуманитарных антропотехниках развития.
Он не умеет ни проектировать новые
фрагменты содержания образования, ни
сценировать ситуации учения/обучения,
ни складывать процессы личностного
роста ребёнка.
4. Антропология развития
ребёнка и взрослого в системе
образования: ребёнок - субъект
учебной деятельности,
персонологическая парадигма развития
практики образования.
Важнейшим условием перехода к
личностно-ориентированному содержанию
образования является разработка
психологами, педагогами,
проектировщиками, исследователями
личностных нормативов развития
различных типов детей с точки зрения
возможностей их физиологической
адаптации, а также процессов
самоопределения и роста сознания.
Интеграция семейного,
дополнительного и обязательного
образования. Ответственность ребёнка и
семьи, педагога и образовательного
политика. Важнейшим моментом развития
столичного образования является
постоянная смена функции
дополнительного и обязательного
образования. Важнейшие характеристики
обязательного образования –
формирование умения учиться, инициация
желания учиться (образовательной
мотивации), формирование приёмов
работы в противоречивой
информационной среде всё чаще
реализуются в системе дополнительного
образования. Вместе с тем, новая более
эффективная деятельность педагога и
реализация его миссии невозможны
сегодня без взаимного определения
ответственности и обязанностей между
семьёй, ребёнком и педагогическим
коллективом. Сегодня государство
готово учить тех, кто хочет учиться,
одним образом и тех, кто не способен
мобилизоваться для учебного труда,
другим.
Решение всех
вышеперечисленных проблем возможно в
системе экспериментального
образования при мобилизации усилий
всех научных коллективов столичного
образования. Форма этой консолидации и
структура возможной образовательной
столичной Академии требует
специального обсуждения.
Громыко Ю.В.