Московское образование:
эксперименты и инновации

Организация деятельности

Направления развития

Сетевые экспериментальные площадки

Инновационные сети

Методическое
обеспечение

Экспериментальное образование в Интернете

Гостевая книга

 

Интеграция научных сил и складывание новой академической парадигмы образовательной науки для решения задач построения новой общественной функции образования в системе столичного образования

Путь, проделанный Экспертным Советом по экспериментальной и инновационной деятельности, обеспечивающей складывание практики развивающегося образования, позволяет утверждать, что столичное образование стоит на пороге создания института науки в образовании принципиально нового типа. К сожалению, РАО так и не смогла перестроиться и сформировать хотя бы небольшую группу научных институтов, действующих в одном ключе и обеспечивающих проектирование принципиально новой развивающейся системы образования. Вместе с тем руководству сферы столичного образования до настоящего времени это удавалось. В настоящий же момент перед научными коллективами столичного образования стоит принципиальная дилемма: либо объединиться в академическое учреждение принципиально нового типа, способное интегрировать принципиально разные подходы к развитию системы образования, либо качественно и эффективно реализовывать частные задачи. Перед руководством столичного образования стоит вызов – сформировать принципиально новую Академию образования, а именно Проектно-разработческую Академию образования, которая способна в практике проектных разработок в соответствии с простроенными приоритетами осуществлять интеграцию всех имеющихся в столице ресурсов. Можно выделить пять принципиальных проблем, которые неспособна осмыслить РАО, но могла бы решить московская наука при условии интеграции ресурса. Именно эти проблемы стали совершенно очевидны в результате деятельности членов Экспертного Совета.

1. Разработка содержания образования следующего поколения, позволяющего осуществлять интеграцию разных предметных областей и описываемого в языке способностей личности и сознания ребёнка. Мы называем данный тип содержания в соответствии с традицией В.В.Давыдова деятельностным содержанием образования. Данный тип содержания образования может разрабатываться только на экспериментальных площадках в совместной деятельности учёных-проектировщиков и педагогов, исходя из учёта конкретной социо-культурной ситуации. Разработка данного содержания образования нового типа, а не модернизация предыдущего, предполагает предъявление план-карты проблем разработки нового содержания по всем возрастам, всем профилям и всем типам образования одновременно, позволяющей просматривать усложнение понятий, схем, технологий, способов рассуждения в при переходе от одного этапа к другому.

2. Информационные технологии в структуре открытого образования - новая функция образовательной коммуникации на основе интернета и компьютера. Накопленный огромный опыт использования новых технологий в образовании позволяет поставить проблему кардинального изменения самой образовательной деятельности на основе образовательной коммуникации. В этом случае информационные технологии не сводятся к покупке новых компьютеров и их программного обеспечения, но начинают рассматриваться как средство открытого образования, размыкающие стены всякой учебной аудитории и обеспечивающие поиск коммуниканта-соразработчика по всему миру. Самым важным при подобном подходе становится постановка образовательных целей и генерирование задач детско-взрослых образовательных проектов, а также предоставление детям возможностей осваивать в 10-11 классах несколько курсов любых мировых университетов.

3. Новый педагогический профессионализм является одной из самых злободневных проблем развития практики столичного образования. Основная беда сегодняшнего педагогического образования состоит в том, что его стержнем по-прежнему остаются предметные кафедры, строящие свою работу на освоении будущим педагогом предметных методик. Тем самым педагог, приходя в школу, ничего не знает ни об инструкционном дизайне, ни о педагогическом сценировании, ни о гуманитарных антропотехниках развития. Он не умеет ни проектировать новые фрагменты содержания образования, ни сценировать ситуации учения/обучения, ни складывать процессы личностного роста ребёнка.

4. Антропология развития ребёнка и взрослого в системе образования:  ребёнок - субъект учебной деятельности, персонологическая парадигма развития практики образования. 
Важнейшим условием перехода к личностно-ориентированному содержанию образования является разработка психологами, педагогами, проектировщиками, исследователями личностных нормативов развития различных типов детей с точки зрения возможностей их физиологической адаптации, а также процессов самоопределения и роста сознания.

Интеграция семейного, дополнительного и обязательного образования. Ответственность ребёнка и семьи, педагога и образовательного политика. Важнейшим моментом развития столичного образования является постоянная смена функции дополнительного и обязательного образования. Важнейшие характеристики обязательного образования – формирование умения учиться, инициация желания учиться (образовательной мотивации), формирование приёмов работы в противоречивой информационной среде всё чаще реализуются в системе дополнительного образования. Вместе с тем, новая более эффективная деятельность педагога и реализация его миссии невозможны сегодня без взаимного определения ответственности и обязанностей между семьёй, ребёнком и педагогическим коллективом. Сегодня государство готово учить тех, кто хочет учиться, одним образом и тех, кто не способен мобилизоваться для учебного труда, другим.

Решение всех вышеперечисленных проблем возможно в системе экспериментального образования при мобилизации усилий всех научных коллективов столичного образования. Форма этой консолидации и структура возможной образовательной столичной Академии требует специального обсуждения.

Громыко Ю.В.

Hosted by uCoz