Важнейшие
функции экспериментального
образования
Экспертный Совет по
экспериментальной и инновационной
деятельности - одна из подструктур
фундаментальной проектной науки
столичного образования.
На сегодняшний момент мы можем
выделить две наиболее принципиальных
функции экспериментального
образования:
- функция экспертной защиты системы
образования и анализа последствий
включения в практику тех или других
нововведений;
- функция моделирования и проектного
построения новой образовательной
функции в системе столичного
образования.
Деятельность Экспертного
Совета была связана с реализацией этих
двух важнейших функций. Члены
Экспертного Совета при анализе каждой
новой проектной заявки анализировали,
каковы последствия реализации данной
заявки и как может быть смоделирована,
спроектирована, а затем и реализована
новая образовательная функция, новая
методическая форма организации
образовательной деятельности. Таким
образом, можно совершенно чётко
сказать, что именно защитная и
развивающая функции являются двумя
важнейшими направлениями деятельности
экспериментального образования.
Необходимо отметить, что
Экспертный Совет по
экспериментальному и инновационному
образованию стал важнейшим know-how,
именно по его образцу происходило
формирование экспертных советов в
других регионах России. Вместе с тем, мы
утверждаем, что в системе столичного
образования сложился особый социо-культурный
институт экспертов, осуществлявший все
эти годы реальное проектирование и
разработки на экспериментальных
площадках. Отличие столичного
Экспертного Совета по
экспериментальной и инновационной
деятельности от Федерального совета
состоит в том, все члены столичного
Совета сами осуществляли конкретное
проектирование экспериментальных
площадок, а затем были вынуждены
проводить рефлексивный анализ
деятельности коллектива площадки,
выявлять важнейшие результаты. Таким
образом сложился новый тип проектно-образовательной
разработческой науки, которого сегодня
нет, к сожалению, в РАО. У истоков
возникновения этого института стояли в
разное время - Н.Г.Алексеев, В.В.Рубцов,
Ямбург, Абрамов, Новичков, Л.П.Кезина, Л.Е.Курнешова,
Пономарёва, Павлов, Парамонова, Носкин,
Неменский, Слободчиков, А.Л.Семёнов, Г.И.Буданова,
Е.И.Булин-Соколова, О.И.Генисаретский,
Габуния, О.Н.Держицкая, Рождественская,
Полле, Забелина, Рябов, многие другие и,
конечно же, В.В.Давыдов. Все эти люди
участвовали на разных этапах и в разных
функциях в работе ЭП и продолжают в них
участвовать. Поэтому возникает
принципиальный вопрос, как может быть и
должен институционализирован
Экспертный Совет по экспериментальной
и инновационной деятельности,
осуществляющий проектно-разработческую
и экспертную функцию в системе
столичного образования. Мне кажется, мы
можем уже перейти к особой функции
персональных экспертов и делегировать
ряду выдающихся педагогов и учёных
право личной (именной) экспертизы. С
другой стороны, очень важно понять, как
мы будем институционализировать
функцию проектной науки в столичном
образовании.
Громыко Ю.В.