Московское образование:
эксперименты и инновации

Организация деятельности

Направления развития

Сетевые экспериментальные площадки

Инновационные сети

Методическое
обеспечение

Экспериментальное образование в Интернете

Гостевая книга

 

Необходимость конституировать сети. Создание методических центров, обеспечивающих развитие инновационных сетей

В настоящий момент перед Экспертным Советом стоит трудная задача - представить экспериментальное образования как совокупность экспериментальных площадок и инновационных сетей, обеспечивающих развитие столичного образования по определённым профильным направлениям. Для этого, видимо, в составе важнейших инновационных сетей обязательно должны быть созданы специальные мобильные методические центры.

Видимо, необходимо издать книгу “Развивающееся столичное образование - экспериментальные площадки и инновационные сети”, в которой будет описан опыт всех экспериментальных коллективов, осуществлявших эти 10 лет подвижническую работу. И, наконец, нам кажется, было бы очень важно сделать сайт экспериментального образования, позволяющий обмениваться материалами конкретных уроков и сценариев.

Анализ формирования разного типа сетей в системе образования - это конкретный ответ на вопрос, как развивается образовательная сфера. В сегодняшних условиях при формировании инновационных сетей необходимо различать горизонтальную и вертикальную структуру сетей, вертикальную и горизонтальную сетевую организацию. Горизонтальная структура сетей предполагает соединение в общую систему деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции - экспериментальных площадок, центров дополнительного образования и т.д. Вертикальная сетевая организация предполагает координацию образовательных структур разного уровня - общеобразовательные учреждения, учреждения высшей школы, научно-исследовательские центры и институты. Построение вертикальной сетевой организации предполагает выход образовательной отрасли во взаимодействии с представителями других сфер профессиональной деятельности, с представителями власти как заказчика определённой деятельности на территории с чётким сохранением административной организации системы образования.

Типами вертикально-горизонтальных сетевых структур, которые, вероятно, будут формироваться в системе образования являются:

  • университетские округа;
  • ресурсные центры качественного развивающегося образования (психологические, информационные, профориентационные);
  • кадровые центры функциональной грамотности;
  • среды, дружественные подросткам (объединяющие сеть школ здоровья, центры профилактики);
  • корпоративные университеты, выполняющие заказы по интенсивному переобучению и формированию человеческого капитала под заказы конкретных предприятий;
  • детско-взрослые академии интеграции отечественного и зарубежного образовательного ресурса.

Формирование инновационных образовательных сетей с вертикальной и горизонтальной организацией является одновременно способом укрупнения административно-образовательных единиц и сохранением административного единства системы образования при получении заказов от разного типа потребителей образовательного продукта в условиях инновационной экономики. Именно при формировании подобных вертикально-горизонтальных образовательных сетей столичная система образования оказывается способна сохранить ресурсы и использовать их для построения систем новой институционализации образования. Именно при наличии сетей, по отношению к которым сохраняется стратегическое управление и научная экспертиза, можно выходить в комплексное взаимодействие с московской системой хозяйства, промышленности, социальной сферой.

Громыко Ю.В

Hosted by uCoz