Необходимость
конституировать сети. Создание
методических центров, обеспечивающих
развитие инновационных сетей
В настоящий момент перед
Экспертным Советом стоит трудная
задача - представить экспериментальное
образования как совокупность
экспериментальных площадок и
инновационных сетей, обеспечивающих
развитие столичного образования по
определённым профильным направлениям.
Для этого, видимо, в составе важнейших
инновационных сетей обязательно
должны быть созданы специальные
мобильные методические центры.
Видимо, необходимо издать
книгу “Развивающееся столичное
образование - экспериментальные
площадки и инновационные сети”, в
которой будет описан опыт всех
экспериментальных коллективов,
осуществлявших эти 10 лет
подвижническую работу. И, наконец, нам
кажется, было бы очень важно сделать
сайт экспериментального образования,
позволяющий обмениваться материалами
конкретных уроков и сценариев.
Анализ формирования разного
типа сетей в системе образования - это
конкретный ответ на вопрос,
как развивается образовательная сфера.
В сегодняшних условиях при
формировании инновационных сетей
необходимо различать горизонтальную и
вертикальную структуру сетей,
вертикальную и горизонтальную сетевую
организацию.
Горизонтальная структура сетей
предполагает соединение в общую
систему деятельности по единому
направлению нескольких однотипных
учреждений, имеющих разные функции -
экспериментальных площадок, центров
дополнительного образования и т.д. Вертикальная
сетевая организация предполагает
координацию образовательных структур
разного уровня - общеобразовательные
учреждения, учреждения высшей школы,
научно-исследовательские центры и
институты. Построение вертикальной
сетевой организации предполагает
выход образовательной отрасли во
взаимодействии с представителями
других сфер профессиональной
деятельности, с представителями власти
как заказчика определённой
деятельности на территории с чётким
сохранением административной
организации системы образования.
Типами вертикально-горизонтальных
сетевых структур, которые, вероятно,
будут формироваться в системе
образования являются:
- ресурсные центры качественного
развивающегося образования (психологические,
информационные, профориентационные);
- кадровые центры функциональной
грамотности;
- среды, дружественные подросткам (объединяющие
сеть школ здоровья, центры
профилактики);
- корпоративные университеты,
выполняющие заказы по интенсивному
переобучению и формированию
человеческого капитала под заказы
конкретных предприятий;
- детско-взрослые академии
интеграции отечественного и
зарубежного образовательного
ресурса.
Формирование инновационных
образовательных сетей с вертикальной и
горизонтальной организацией является
одновременно способом укрупнения
административно-образовательных
единиц и сохранением
административного единства системы
образования при получении заказов от
разного типа потребителей
образовательного продукта в условиях
инновационной экономики. Именно при
формировании подобных вертикально-горизонтальных
образовательных сетей столичная
система образования оказывается
способна сохранить ресурсы и
использовать их для построения систем
новой институционализации образования.
Именно при наличии сетей, по отношению
к которым сохраняется стратегическое
управление и научная экспертиза, можно
выходить в комплексное взаимодействие
с московской системой хозяйства,
промышленности, социальной сферой.
Громыко Ю.В